Черкасова Елена Владимировна


Инструктор по физической культуре, воспитатель


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Родионово-Несветайского района  детский сад №1 "Тополёк"

Консультации

Подписаться на RSS

Консультации для родителей «Учим ребенка общаться» Источник: http://doshvozrast.ru/rabrod/konsultacrod22.htm

Родителям хочется видеть своего ребенка счастливым, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но не всегда ребенку самому удается разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстникам и взрослыми. Задача взрослых - помочь ему в этом.


Способность к общению включает в себя:


Желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу!»).

Умение организовать общение («Я умею!»), включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации.

Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю!»).

От рождения до 1 года ведущим типом деятельности (тем, в котором происходят основные качественные изменения психики ребенка) является непосредственно-эмоциональное общение с матерью.


На первый взгляд новорожденный производит впечатление примитивного организма, зависимого от внешних воздействий. Да, у него есть элементарные рефлексы: сосательный, оборонительный, ориентировочный, хватательный, опорный и др. По данным исследования ученых, младенцы предпочитают человеческое лицо простым фигуркам, а трех -четырехнедельный ребенок отличает лицо матери от лица незнакомого человека. Уже в первые недели малыш способен подражать выражению лица взрослого и быть инициатором контакта, в его распоряжении находятся такие средства общения, как улыбка и плач.


На втором месяце жизни возникает специфическая человеческая потребность - в общении с другим человеком. У малыша она проявляется в «комплексе оживления». Эта реакция выражается бурным движением ручек и ножек. В три месяца ребенок уже выделяет близкого ему человека, а в шесть отличает своих от чужих. В это время для ребенка важно слышать голоса близких ему людей, чувствовать прикосновения, поглаживания - телесные контакты.


Далее общение ребенка и взрослого начинает происходить в совместных действиях.


От 1 года до 3 лет ведущий тип деятельности - предметно-манипулятивный. Ребенок открывает для себя смысл и назначение предметов благодаря общению со взрослыми. Уже к полутора годам ребенок способен устанавливать связь между словом, обозначающим предмет, и самим предметом. В словаре появляются первые слова. Далее развитие способности к общению связано с развитие речи ребенка.


Критериями гармоничных отношений между ребенком и родителями можно считать:


- создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся;


- признание права на индивидуальность, в том числе непохожесть на родителей;


- сохранение независимости ребенка. Каждый человек имеет право на «секреты».


В возрасте 3-7 лет ведущей является игровая деятельность, а ведущими потребностями становятся потребность в самостоятельности, новых впечатлениях и в общении.


Большинство родителей уверены в том, что ребенку нужны теплый дом, хорошая еда, чистая одежда, хорошее образование и стараются всем этим обеспечить своих детей. Но не всегда хватает времени, душевных сил и просто знаний о том, как помочь ребенку в его трудностях, как стать не просто родителями, а настоящим другом. В этом поможет игра, например «Зеркало» (повторение движений другого человека), «Зоопарк» (подражание зверям).


Отдельно хотелось бы рассмотреть типичные трудности в общении дошкольника - замкнутость, застенчивость, конфликтность, агрессивность и предложить варианты игровой коррекции. Среди причин личностных проблем ребенка могут быть психофизиологические, соматические, наследственные, а также неблагополучные отношения в семье.


Важным компонентом благополучного развития ребенка является формирование его адекватной самооценки, на становление которой большое влияние оказывают родители, зачастую не давая себе отчета в этом (уже с самого раннего возраста). Качества адекватной самооценки - активность, находчивость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт.


Советы родителям по формированию адекватной самооценки:


- не оберегайте своего ребенка от повседневных дел, не стремитесь решать за него все проблемы, но и не перегружайте его тем, что ему непосильно. Пусть ребенок выполняет доступные ему задания и получает удовлетворение от сделанного;


- не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрить его, когда он этого заслуживает. Помните, что похвала так же, как и наказание, должна быть соизмерима с поступком;


- поощряйте в ребенке инициативу. Пусть он будет лидером всех начинаний, но также покажите, что другие могут быть в чем-то лучше его;


- не забывайте поощрять и других в присутствии ребенка. Подчеркните достоинства другого и покажите, что ваш ребенок может также достичь этого;


- показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Оценивайте вслух свои возможности и результаты дела;


- не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера и, возможно, будет завтра).


Игры, позволяющие выявить самооценку ребенка


«ИМЯ» - предложить ребенку придумать себе имя, которое бы он хотел иметь, или оставить свое. Спросите, почему нравится или нет имя. Это даст дополнительную информацию о восприятии и принятии имени ребенком.


«Сорви шапку», «У нас все можно» и др.


Принципы общения с агрессивным ребенком:


- для начала поймите причины, лежащие в основе агрессивного поведения ребенка: он может привлекать к себе внимание, возможна разрядка накопившейся энергии, стремление завоевать авторитет, используя для этого не самые лучшие средства;


- помните, что запрет, физическое наказание и повышение голоса - самые неэффективные способы преодоления агрессивности;


- дайте ребенку возможность выплеснуть свою агрессивность, сместите ее на другие объекты. Разрешите ему поколотить подушку, помахать игрушечной саблей, разорвать на мелкие кусочки рисунок того объекта, который вызывает злость. Вы заметите, что в реальной жизни агрессивность ребенка снизилась;


- показывайте ребенку пример миролюбивого поведения. Не обостряйте и не провоцируйте конфликт, не допускайте при ребенке вспышек гнева или нелестные высказывания о своих друзьях или коллегах, строя планы «мести»;


- пусть ваш ребенок в каждый момент времени чувствует, что вы любите, цените и понимаете его. Не стесняйтесь лишний раз его приласкать или пожалеть. Пусть он видит, что нужен и важен для вас.


Игры на выплеск агрессивности


«Брыкание» - ребенок лежит на спине, ноги свободно раскинуты. Медленно он начинает брыкаться, касаясь пола всей ногой. Ноги чередуются и высоко поднимаются. Постепенно увеличиваются сила и скорость брыкание. На каждый удар ногой ребенок говорит «Нет», увеличивая интенсивность удара.


«Кукла Бобо» - кукла для выплеска агрессии.


«Разыгрывание ситуации»


Как строить взаимоотношения с конфликтными детьми


- сдерживайте стремления ребенка провоцировать ссоры с другими. Надо обращать внимание на недружелюбные взгляды друг на друга или бормотания чего-либо с обидой себе под нос. Конечно, у всех родителей бывают моменты, когда нет времени или сил контролировать детей. И тогда чаще всего разражаются «бури»;


- не стремитесь прекратить ссору, обвинив другого ребенка в ее возникновении и защищая своего. Старайтесь объективно разобраться в причинах ее возникновения;


- после конфликта обговорите с ребенком причину его возникновения, определите неправильные действия вашего ребенка, которые привели к конфликту. Попытайтесь найти иные возможности способы выхода из конфликтной ситуации;


- не обсуждайте при ребенке проблемы его поведения. Он может утвердиться в мысли о том, что конфликты неизбежны, и будет продолжать провоцировать их;


- не всегда следует вмешиваться в ссоры детей. Например, когда два мальчика в ходе игры что-то не поделили и начали ссориться, лучше понаблюдать за этим конфликтом, но не вмешиваться в него - дети сами могут найти общий язык, и при этом они учатся общаться друг с другом. Если же во время ссор один из них всегда побеждает, а другой выступает «жертвой», следует прервать такую игру, чтобы предотвратить формирование робости у побежденного.


Игры: «На кого я похож» - сравнение себя с животным, цветком, деревом


«Спина к спине» - игра направлена на развитие умения договориться, при этом важно видеть собеседника.


«Сидящий и стоящий».


Застенчивость


Последствия:


- препятствует тому, чтобы встречаться с новыми людьми, заводить друзей и получать удовольствие от приятного общения;


- удерживает человека от выражения своего мнения и отстаивания своих прав;


- не дает другим людям возможности оценить положительные качества человека;


- усугубляет чрезмерную сосредоточенность на себе и своем поведении;


- мешает ясно мыслить и эффективно общаться;


- сопровождается переживаниями одиночества, тревоги и депрессии.


Помощь ребенку в преодолении застенчивости - разрешима, пока ребенок еще маленький. Т. к. с возрастом у застенчивого ребенка складывается определенный стиль поведения, он начинает отдавать себе отчет в этом своем «недостатке».


Игры: рисуночная игра «Какой я есть и каким бы я хотел быть»; «Магазин игрушек», «Сборщики»


Советы родителям замкнутых детей:


Замкнутый ребенок в отличие от застенчивого не хочет и не знает, как общаться.


- расширяйте круг общения вашего ребенка, приводите его в новые места и знакомьте с новыми людьми;


- подчеркивайте преимущества и полезность общения, рассказывайте ребенку, что нового и интересного вы узнали, а также какое удовольствие получили, общаясь с тем или иным человеком;


- стремитесь сами стать для ребенка примером эффективно общающегося человека;


- если вы заметили, что, несмотря на ваши усилия, ребенок становится все более замкнутым и отстраненным, обратитесь за квалифицированной помощью.


Отдельную группу детей составляют дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Дефицит внимания - неспособность удерживать внимание на чем-либо, что необходимо усвоить в течение определенного отрезка времени, а гиперактивность - чрезмерная активность, слабый контроль побуждений. Причины возникновения данных отклонений многопочвенны. В домашней программе коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности должен преобладать поведенческий аспект:


Изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку:

- проявляется достаточно твердости и последовательности в воспитании;


- контролируйте поведение ребенка, не навязывая ему жестких правил;


- не давайте ребенку категорических указаний, избегайте слов «нет», «нельзя»;


- стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании и доверии;


- реагируйте на действия ребенка неожиданным способом (шутите, повторите действия ребенка, сфотографируйте его, оставьте в комнате одного и т. д. );


- повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз;


- не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно принес извинения за проступок;


- выслушайте то, что хочет сказать ребенок.


Изменение психологического микроклимата в семье:

- уделяйте ребенку достаточно внимания;


- проводите досуг всей семьей;


- не допускайте ссор в присутствии ребенка.


Организация режима дня и места для занятий:

- установите твердый распорядок дня для ребенка и всех членов семьи;


- чаще показывайте ребенку, как лучше выполнить задание, не отвлекаясь;


- снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания;


- избегайте по возможности больших скоплений людей;


- помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.


Специальная поведенческая программа:

- придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказание за плохое поведение.


- не прибегайте к физическому наказанию


- чаще хвалите ребенка, т. к. он чувствителен к поощрениям


- составьте список обязанностей ребенка и постепенно расширяйте его, предварительно обсудив их с ребенком


- воспитывайте в детях навыки управления гневом и агрессией


- не старайтесь предотвратить последствия забывчивости ребенка


- не разрешайте откладывать выполнение заданий на другое время


Помните, что словесные убеждения, призывы, беседы редко оказываются результативными, т. к. гиперактивный ребенок еще не готов к такой форме работы.


Для детей с дефицитом внимания и гиперактивности наиболее действенными будут средства убеждения «через тело»:


- лишение удовольствия, лакомства, привилегий


- запрет на приятную деятельность, телефонные разговоры


- внеочередное дежурство на кухне и т. д.


Надеемся, что наши рекомендации помогут семьям в вопросах воспитания детей.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики или несколько идей, чем занять ребенка дома»

Консультация для родителей в детском саду. Развитие мелкой моторики рук у ребёнка в домашних условиях

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики или несколько идей, чем занять ребенка дома»

Описание: консультация будет полезна воспитателям детских садов, родителям.

Одним из наиболее важных показателей готовности ребёнка к школе являются готовность руки к письму и развитая речь, которые напрямую зависят от состояния развития мелкой моторики рук.


В.А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…»

Мелкая моторика рук - это движение мелких мышц кисти, направленное на овладение навыками действия с предметами, которое дает возможность человеку выполнять тонкие двигательные акты, такие как рисование, письмо, вышивание, бисероплетение и т.д.

Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Учёными в процессе исследований установлено, что развитие речи малыша начинается только после того, как тонкие движения пальцев рук достигают определённого уровня развития.Известно, что мелкая моторика рук, оказывает большое влияние на развитие всего организма, взаимодействует не только с речью, но и с мышлением, вниманием, координацией движений и пространственном восприятием, наблюдательностью, воображением, зрительной и двигательной памятью.

Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка.

1. Крупа на тарелочке

Насыпьте на большую плоскую тарелку два-три вида круп. Ребенок перебирает, щупает ее, сравнивает, а вы рассказываете, откуда она берется и что с ней можно делать (кашу, например).

Покройте тонким слоем пластилина лист (картон, пластик). Насыпьте малышу в разные тарелки гречку, рис, горох и покажите, как можно выкладывать узоры, вдавливая продукты в пластилин. 10 – 15 минут тишины вам обеспечено.

2. Вкусные игры

Самые вкусные игры – ссыпать вместе два-три сорта изюма, орехов, разных по форме, цвету и вкусу. И пусть он их разбирает.

3. Подбери крышечку к баночке

Берем разные баночки и крышечки к ним. Ребенок должен подобрать крышки к баночкам. Желательно, чтобы крышечки были разных размеров, тогда ребенку легче их подбирать. Крышки могут быть одевающиеся, закручивающиеся. Это могут быть небольшие пластиковые бутылочки, баночки от детского питания и другие, которые вы можете найти у себя на кухне. Закрывая крышечки, ребенок тренирует пальчики и совершенствуется развитие мелкой моторики рук

4. Веселое пересыпапие

Поставьте перед ребенком две чашки. В одну насыпьте крупу, а другую оставьте пустой. Покажите ребенку, как набрать ложкой крупу в одной чашке и пересыпать ее в другую. Когда крупы в первой чашке останется мало, покажите, как нужно наклонить чашку, чтобы собрать всю крупу.

5. Игра с пипеткой

Дайте малышу формочки для льда, пипетку и воду. Чтобы было интересней, воду можно подкрасить соком. Пусть ребенок набирает жидкость в пипетку и переливает ее в формочки. Эта игра прекрасно способствует развитию мелкой моторики рук и концентрации внимания.

6. Крупотерапия

Насыпьте на плоское блюдо или поднос манку или другую крупу. Пусть ребенок рисует пальчиком по крупе, оставляя различные фигуры. Покажите малышу, как рисовать простейшие фигуры: квадратики, ромбики, кружочки.

Когда малыш будет хорошо справляться с этим заданием, усложните его. Например, можно засыпать белые дорожки от пальчиков крупой другого цвета. Для этого обучите малыша движению пальчиков, с помощью которого мы солим еду. Эта развивающая игра хорошо влияет на развитие мелкой моторики рук, фантазии и воображения.

7. Лепка из теста

Дайте малышу кусочек теста. Он с удовольствием будет лепить из него, улучшая при этом развитие мелкой моторики своих пальчиков.

8. Игра «Делаем бусы»

Потребуются макароны с крупным просветом и длинный шнурок. Задача для ребенка: нанизать макаронины на шнурок.

Таким образом, чем больше малыш работает своими пальчиками, тем лучше происходит развитие мелкой моторики рук и тем раньше и лучше развивается его речь.

Вот и получается, что развивая пальчики, развиваем речь малыша.

Удачи!!!

Закаливание стоп

Хождение босиком – прекрасная закаливающая процедура. Как и все виды физической тренировки, закаливание ходьбой босиком должно быть постепенным и систематическим. Начинать лучше всего с хождения в теплой комнате по ковру или половику, затем – по деревянному полу. Для занятий очень хорошо использовать специальные резиновые коврики с шиповым рифлением. Каждое утро вместе с ребенком можно начинать зарядку с ходьбы босиком на этом коврике – это отличное тонизирующее средство. В дальнейшем, используя этот коврик, можно перейти к бегу на месте и прыжкам.

Однако все это ни в коей мере не заменит радости ходьбы босиком по земле или траве. При выборе грунта для хождения босиком следует учитывать, что различные его виды (по температурному и механическому раздражению) действуют на организм по-разному. Мягкая трава, теплый песок, комнатный ковер действуют успокаивающе, в то время как горячий песок или асфальт, острые камни, хвойные иголки или шишки возбуждают нервную систему. Для укрепления мышц стопы, поддерживающих ее свод в нужном положении, особенно полезно ходить по скошенной траве, песку, опавшей хвое.

Для хождения босиком по естественному грунту в холодное время года рекомендуется изготовить ящик длиной 100см, шириной 60см, высотой 10-15см. Ящик заполняется промытой речной галькой (керамзитом или различными крупами) и устанавливается в комнате с температурой воздуха 18-20 градусов. После хождения босиком необходимо обмыть ступни ног водой комнатной температуры с мылом и выполнить 2-3 минутный массаж (разминание пальцев и подошв ног).

Достичь хороших результатов в закаливании и профилактике функциональной недостаточности стоп позволяет систематическое обтирание стоп. Эту процедуру можно проводить не только здоровым, но и ослабленным детям. Обтирание стоп проводят рукавичкой из фланели, смоченной водой. Обтирание начинают с температуры воды 32-33 градуса, постепенно снижая ее на 1 градус каждые 2-3 дня и доводя до 15-16 градусов. Сразу же после обтирания одной стопы ее растирают до легкого покраснения сухим полотенцем и приступают к обтиранию другой.

Температура воздуха в помещении, где проводятся водные закаливающие процедуры, а также в зимнее время года температура воздуха должна быть выше на 2-4 градуса. Начальная и конечная температура воды в холодное время года также должна быть выше на 2-4 градуса. Следует отметить, что любое закаливание необходимо проводить так, чтобы ребенок радовался, улыбался, ждал. Кроме того, большую роль при проведении закаливающих процедур играют эмоциональное состояние взрослого и его отношение к проводимым мероприятиям.



Плоскостопие - это не пустяк!



Большую часть жизни мы проводим на ногах. И поэтому здоровые ноги во многом определяют наши успехи. А от состояния стоп зависит не только состояние наших ног, но и общее самочувствие. Если что-то не так со стопами, то и всему организму приходится не сладко: откуда-то появляются утомляемость, усталость, плохой сон.

К сожалению ни к одной болезни не относятся столь пренебрежительно, как к плоскостопию. Более того, и вообще не считают это болезнью. Когда человек узнает, что у него плоскостопие, он просто машет на это рукой, обрадовавшись, что на самом деле не оказалось ничего страшного. Для такого человека впоследствии будет неожиданностью то, что радикулит, который надсадно мучает его время от времени, или грыжи поясничного диска, или артроз, остеохондроз и даже синдром хронической усталости - все это лишь результаты развития плоскостопия. И это в последнее время представляет собой очень и очень большую проблему.


Что надо знать, если у вашего ребенка обнаружилось ПЛОСКОСТОПИЕ?

-Следует обязательно проконсультироваться с врачом – ортопедом детской поликлиники.

-При плоскостопии свод стопы недостаточно прочен и не образует правильного изгиба. В результате, когда ребенок стоит, вся поверхность стопы прилегает к полу.

-Врачи выделяют период от рождения до 4 лет, когда у многих детей отмечается «физиологическое плоскостопие», которое к 5 годам должно пройти. Если вашему ребенку 5,5 лет, а стопа все еще плоская, можно говорить об истинном плоскостопии.

-Ношение неподходящей обуви (излишне узкой или свободной, без жестко фиксированного задника; без эластичной подошвы, без каблука или с каблуком, превышающим 1 см) не может вызвать плоскостопие у детей с нормальным сводом стопы. Но если у ребенка есть хотя бы незначительное уплощение стопы, то такая обувь сделает плоскостопие более выраженным.

- Для профилактики и коррекции плоскостопия существуют специальные не сложные упражнения. Следует помнить, что выполнение корригирующих упражнений вместе с ребенком поддержит его интерес к лечению и даст большой эффект.




Упражнения, рекомендуемые детям с плоскостопием


1. Ходьба летом по песку, камешкам, траве; дома босиком по шершавой поверхности (ковер, массажные коврики); топтание в тазике, наполненном еловыми шишками, камушками и т.д.) – мощный фактор предупреждения плоскостопия.


2. Собирание пальцами босых ног с пола или ковра небольших предметов или шариков. Можно устроить семейные соревнования: кто больше перенесет пальцами ног различных мелких предметов на свой коврик или кто больше соберет шариков или крышечек в миску и т.д.


3. Из положения сидя на полу (на стуле) придвигать пальцами ног под пятки расположенное на полу полотенце, на котором лежит какой-нибудь груз.


4. Хождение на пятках, не касаясь пола пальцами и подошвой.


5. Хождение по гимнастической палке, не касаясь пола пальцами и подошвой.


6. Хождение на внешней стороне стопы.


7. «Мельница». Сидя на коврике (ноги вытянуты вперед), ребенок производит круговые движения стопами в разных направлениях.


8. «Художник» Рисование карандашом, зажатым между пальцами ноги, на листе бумаги, который придерживается другой ногой.


9. «Утюжки». Сидя на полу, потирать стопу правой ноги стопой левой ноги. Производить скользящие движения стопами по голеням, затем – круговые движения.


10. Поперечное катание ногами деревянных или резиновых шиповатых мячей в течение 3 минут.


Ваше хорошее самочувствие начинается с кончиков ваших пальцев. Не только рук, но и ног. Будьте внимательны к самим себе и не жалейте времени на поддержание собственного благополучия!







КАК ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ РЕБЕНКА ЗАНЯТИЯМИ ФИЗКУЛЬТУРОЙ

Здорового ребенка не нужно заставлять заниматься физкультурой – он сам нуждается в движении и охотно выполняет все новые и новые задания. Ни в коем случае не следует принуждать ребенка к выполнению того или иного движения или превращать занятия в скучный урок. Дети 3-го года жизни еще не испытывают потребности учиться в буквальном смысле слова. В связи с этим занятия должны проходить в виде игры. Постепенно вовлекайте ребенка во все новые игры и забавы, систематически повторяя их, чтобы ребенок закрепил изученные движения. Прекрасно, если вы ободрите ребенка похвалой, удивитесь тому, какой он крепкий, ловкий, сильный, сколько он уже умеет.
Пробудить у ребенка интерес к занятиям поможет также демонстрация его умений перед остальными членами семьи или же его сверстниками. Так постепенно у ребенка развивается уверенность в своих силах и стремление учиться дальше, осваивая новые, более сложные движения и игры.
Если у ребенка нет желания заниматься, проанализируйте причины такого негативного отношения к занятиям, чтобы в дальнейшем создавать более благоприятные условия. Кроме похвалы и поощрения, стимулом для детей может служить и убедительное объяснение, почему так необходимы занятия физкультурой (чтобы он был здоровым, быстрее рос, был самым сильным в группе и т.д.).
Активный интерес к физическим упражнениям пробуждают у детей разнообразные игрушки и предметы, которые имеются в доме (мячи, обручи, круги, кегли, скакалки, кубики, а также санки, лыжи, надувные игрушки, качели, лесенки). Дети, которые лишены таких игрушек, имеют, естественно, меньший двигательный опыт, а потому и менее ловки, и проворны, менее подвижны и смелы, у них замедленная реакция. Ребенку нужно предоставить возможность что-нибудь катать, бросать, брать предметы разных величин, формы и цвета, безопасно лазать, взбираться по лестнице, качаться и т. п.
К сожалению, в современных квартирах нет условий для полноценного двигательного развития ребенка, поэтому родителям следует создать все необходимые условия на улице, покупать разнообразные игрушки, которые бы непосредственно побуждали детей двигаться. Часто в семье склонны приобретать очень дорогие, но совершенно бесполезные для здорового роста ребенка игрушки.
В связи с этим помните: чем лучше вы научите ребенка радоваться движению и пребыванию на природе, тем лучше подготовите его к самостоятельной жизни.

КАК ПРАВИЛЬНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЛЕТНИЙ ОТДЫХ


С чего же приступить? С одежды. Легкое платье в летнее время способствует привыканию организма к окружающей среде. Даже в прохладные летние дни. А как же начинать день? С гимнастики, а затем умывание до пояса в прохладной воде, растирание тела полотенцем. Ночью в комнате, где спят дети, окно оставляйте открытым всегда. Только в непогоду укройте малыша потеплее.
Очень полезна ходьба босиком, так как ступни ног отдыхают от стесняющей обуви, кожа лучше дышит, привыкает к длительному воздействию воздуха и влаги. Сначала разрешите ходить по дому, по игровому участку. Хорошее закаливающее средство и воздушные ванны. Обычно начинают их при температуре 20 градусов в тени при отсутствии ветра. Проводят не только на затененной площадке, но и на террасе, на веранде. Детей раздевают до трусиков. Продолжительность с нескольких минут продлевается до часа. При достаточной тренировке продолжают до снижения температуры ниже 20 градусов, однако прекращают, если в тени 12-15 градусов. Процедуру полезно сочетать с подвижными играми, легкими гимнастическими упражнениями. А затем, если есть возможность, - теплый душ, тщательное вытирание тела.

Более осторожно подходите к приему солнечных ванн. Закаливание солнцем стимулирует кровообращение, при этом увеличивается минутный объем дыхания за счет его глубины, улучшается обмен веществ и ферментативная активность, повышается усвоение витаминов, в коже накапливается противорахитический витамин Д, кожа становится упругой и эластичной, защитные реакции организма повышаются.

Принимают солнечные ванны за полчаса до еды и через час после еды, так как температура окружающей среды угнетает функцию пищеварения.
Солнечные ванны следует проводить очень осторожно. И вот почему. Однократное длительное пребывание детей под лучами солнца приводит к общему перегреванию организма - тепловому удару. Во время перегревания развивается сухость слизистых оболочек, кожа краснеет, появляется усиленная потливость. Ребенок становится малоподвижен, вялым, у него появляется рвота, понос, повышается температура. Такое состояние длится около суток, затем постепенно проходит. Другое осложнение чрезмерного солнечного облучения, однако, без признаков перегревания, - солнечный удар /обнаруживается спустя 6-8 часов после облучения. Признаки: раздражительность, бледность, повышение температуры, озноб, тошнота, рвота, иногда понос. Дети жалуются на головную боль, головокружение. К концу суток все возвращается к норме. Лечение - постельный режим, обильное питье и разгрузочная диета.



Инструктор по физической культуре Черкасова Е.В.